La Ferrari e davvero unica
Феррари по-настоящему уникальна (итал.)
Ferrari — это 9 титулов чемпиона мира в Формуле-1, 8 Кубков конструкторов, 9 побед в Ле-Мане, более 5000 побед в различных гонках Понедельник после Гран При Италии. Раннее утро. Наш микроавтобус мчится из Милана в Маранелло и обгоняет трейлеры команды Ferrari. Этим алым грузовикам спешить некуда — они у себя дома. Поэтому и возвращаются из Монцы лишь в понедельник — в отличие от машин всех остальных команд, отправившихся в путь еще воскресным вечером.
"Домашняя" гонка была для команды Ferrari не слишком удачной. Третье место Мики Сало лишь подсластило горькую пилюлю разочарования по поводу неубедительного выступления Эдди Ирвайна.
Но неудача Ferrari, казалось, совершенно не обескуражила болельщиков в красном. Многочисленные поклонники Скудерии после гонки выглядели так, будто кто-то из их любимых пилотов стал чемпионом мира.
Почему из всех команд Формулы-1 именно у Ferrari столько преданных фанатов по всему миру? Почему они из года в год с неослабевающим воодушевлением размахивают алыми флагами с черным жеребцом? Может быть, в Маранелло мы сумеем найти ключ к разгадке этой тайны?
Входной билет в музей Ferrari стоит 15 тысяч лир — примерно 10 долларов.
Музей небольшой. Например, полное собрание всех болидов Ferrari Формулы-1 здесь поместилось только в виде искусно выполненных масштабных моделек, выстроившихся на миниатюрной стартовой прямой.
Дверь в легенду. Когда-то ее открывали Хуан-Мануэль Фанхио, Альберто Аскари, Фил Хилл, Джон Сертиз. И конечно, сам Коммендаторе
Дом Энцо Феррари стоял здесь еще до войны. После того, как в 1943 году Феррари перевел производство из Модены в Маранелло, на территории бывшего поместья появились мастерские, а в 1972 году — испытательная трасса
Но полноразмерные экспонаты — пир духа для любителей техники.
Вот знаменитый спортивный Ferrari 125c Sport образца 1947 года, с полутора литров рабочего объема двигателя которого было снято 118 сил — немало по тем временам. Или последний болид Ferrari с передним расположением двигателя — модель 246F1 1960 года. В том сезоне она не блистала, но практически на таком же автомобиле Майк Хотторн в 1958 году завоевал чемпионское звание. А теперь с трубчатой рамы машины сняты внешние панели, и все агрегаты — как на ладони.
Есть здесь и двигатели разных лет — и уникальные двухцилиндровый и трехцилиндровый гоночные моторы, и первый из прославленных 12-цилиндровых.
Ferrari 246F1. Впереди радиатор, за ним — двигатель с объемными бензобаками слева и справа, за мотором — место пилота. Последний классический "монопост" образца 1960 года
Уникальный экспонат — Tipo 116, двухцилиндровый мотор Формулы-1 объемом 2,5 литра. Построен в 1955 году специально для трасс типа Монте-Карло, требующих от двигателя высокого крутящего момента. Однако дело ограничилось стендовыми испытаниями
Отдельный уголок — несколько экспонатов, показывающих эволюцию коробок передач Ferrari за последние десятилетия. Поучительная картина! Две коробки времен Джона Барнарда, демонстрирующие стремление известного маэстро дизайна максимально облегчить конструкцию: в одном случае за счет широкого применения композитных материалов, в другом — за счет использования титана.
Шлем Тацио Нуволари — несколько сшитых кусков кожи с матерчатыми тесемками И разработка нынешних конструкторов Росса Брауна и Рори Бирна — традиционные решения, традиционные материалы, все просто и надежно...
А вот витрина, в которой собраны шлемы пилотов Скудерии разных времен. Ряд начинает сморщенный, словно тряпочка, кожаный шлем легендарного пилота довоенных лет Тацио Нуволари. А завершают головные уборы Эдди Ирвайна, Михаэля Шумахера и... тест-пилота Ferrari Луки Бадоера.
Шлем Мики Сало в экспозиции пока отсутствует.
Но главное внимание посетителей привлекают формульные болиды любимых гонщиков — Жиля Вильнева, Жана Алези, Алена Проста, Герхарда Бергера, Михаэля Шумахера. А если снова выйти в холл музея и по узкому коридору, в конце которого служитель поставит на ваш билет печать со вздыбленным жеребцом, пройти налево, то окажешься в еще одном зале, похожем не на музей, а на храм или святилище. В этом темном круглом помещении стоишь словно в центре огромной черной воронки, по возносящимся к потолку стенкам которой расставлены подсвеченные исторические гоночные болиды Ferrari.
Ресторан Montana — традиционное место обеда сотрудников Ferrari. Мы там, в частности, встретили Мику Сало Здесь и автомобиль 1961 года с полуторалитровым двигателем — как раз тогда ввели новый регламент, который ограничивал рабочий объем формульных моторов величиной 1,5 л (правда, это не настоящая машина, на которой завоевал чемпионское звание Фил Хилл, а реплика, сделанная для киносъемок). Здесь и Lancia D50, на которой в 1956 году победил Хуан-Мануэль Фанхио. Здесь и Ferrari 156/85 — первый автомобиль с турбомотором V6, на котором Микеле Альборето спорил с Аленом Простом за чемпионское звание.
А на огромном экране под музыку Моцарта и Вивальди проносятся кадры из истории Скудерии.
Легенды материальны, потому что создают их люди. И Скудерия, несмотря на отсутствие взятых в последние годы чемпионских вершин, остается самой популярной гоночной "конюшней" еще и потому, что очень много людей вкладывали свои умения, таланты, энергию в славу машин с черным жеребцом на борту. И теперь, кто бы ни садился за руль болида Скудерии, за его плечами незримо стоит несколько поколений создателей Ferrari. Всех, кто имел отношение к Легенде.
Ferrari 125с Sport. Эта машина принесла 12-цилиндровым моторам первую спортивную славу — Франко Кортезе завоевал на ней Гран При Рима в 1947 году
Архивы Маранелло содержат сведения о 350 разработанных инженерами Ferrari двигателях (с числом цилиндров от 1 до 18). Однако неповторимое своеобразие лучших машин Энцо Феррари обычно связывается с 12-цилиндровыми моторами
И главный из легендарных персонажей — конечно, сам Энцо Феррари. Когда 14 августа 1988 года 90-летний Коммендаторе, долгие годы строго и властно руководивший Скудерией, ушел из жизни, для Ferrari наступила эпоха безвременья. Словно лопнула внутренняя пружина, приводившая в движение механизм успеха...
Нам, журналистам, повезло больше, чем приезжающим в Маракелло болельщикам. Мы побывали там, куда туристов не пускают, — в старом доме Энцо Феррари около автодрома Фьорано.
Фабрика, где Ferrari готовит машины для Михаэля Шумахера, Эдди Ирвайна и Мики Сало
Трейлеры Скудерии возвратились из Монцы. Идет разгрузка имущества команды
Ferrari — это 9 титулов чемпиона мира в Формуле-1, 8 Кубков констр укторов, 9 побед в Ле-Мане, более 5000 побед в различных гонках
Испытательная трасса Фьорано, на которой после конвейера проходят обкатку дорожные автомобили Ferrari и где нередко тестируют гоночные болиды, прекрасно просматривается с шоссе. (Теперь понятно, почему в Интернете каждую весну обязательно появляются шпионские снимки нового формульного болида Ferrari.) В небольшом домике возле трассы, где когда-то жил Коммендаторе, нет никакого музея. Это по-прежнему здание для работы — гонщики зачастую ночуют в нем во время тестов, чтобы не тратить время на дорогу до гостиницы. Причем больше, чем кто бы то ни было, здесь любит оставаться Михаэль Шумахер.
Нам разрешили пройти внутрь, попросив, правда, отказаться от фотосъемки. Крутая деревянная лестница на второй этаж, в комнате отдыха гонщиков — мягкие кресла, парочка видеомагнитофонов, проекционный телевизор диагональю в косую сажень. Следующая комната — для совещаний. Так ее использовали при Энцо Феррари, так ее используют и сейчас. Нависающие над самой головой балки из потемневшего от времени дерева, простой стол и стены, вся поверхность которых — одна большая витрина с фотографиями разных лет. На них — те, кто творил историю Скудерии. Кажется, стоит покинуть комнату, и из полумрака материализуется дух великого Коммендаторе. В своих неизменных черных очках, он подойдет к окну и будет долго глядеть на старую трассу, по которой наматывает круги новенькая ярко-желтая Ferrari 360 Modena...
Можно не любить Ferrari. Можно не разделять энтузиазма ее болельщиков.
У одного из флигелей усадьбы Феррари расположен небольшой памятник — в честь визита папы римского Иоанна Павла II. Глава римско-католической церкви посетил Маранелло в 1988 году, незадолго до смерти основателя Скудерии
Это не моя статья

но очень в тему.