Почему священников называют отцами?
Скрыто:
О духовном отцовстве идет речь во многих местах Священного Писания. Так, к примеру, в послании к коринфской Церкви апостол восклицает: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». - Т.е. тех, кого апостол «родил… во Христе», своих духовных детей, он призывает: «подражайте мне», своему духовному отцу, «как я Христу». (1 Кор 4. 14-15)
К христианам Галатии апостол тоже с любовью обращается «дети мои» (Гал 4. 19). В послании к Филимону он называет своего ученика Онисима «чадом», кого он «родил в узах» (т.е. находясь в темнице в Риме) (Фил 1. 10). Святой евангелист Иоанн также неоднократно именует адресатов своих посланий «детьми» и «чадами» (1 Ин 2.1; 5. 21; 3 Ин 1. 4). Очевидно, что они в ответ называли его отцом.
А в послании к Эфесянам святой Павел говорит, что хотя и «один Бог и Отец всех, Который над всеми», но Он Сам же и «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф 4. 6, 11). Из этого стиха следует, что наименование «учитель» также употреблялось первыми христианами, хотя и о нем, как и о слове «отец», идет речь в 23-й главе Евангелия от Матфея.
О чём же тогда на самом деле идёт речь в данной заповеди? Повествуя о содержании 9-го стиха святой Иоанн Златоуст поясняет, что Господь говорит так, «что бы знали, кого собственно должно называть отцом». А блаженный Феофилакт Болгарский объясняет этот евангельский отрывок следующим образом: «Христос не запрещает называться учителями, но возбраняет страстно желать этого наименования и всячески стараться о приобретении его. Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Также и словами: «отцом не называйте» не возбраняет почитать родителей; напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Этими словами Христос возводит нас к познанию истинного Отца, то есть Бога, так как отец в собственном смысле есть Бог, плотские же родители не суть виновники нашего бытия, а только содействователи и орудия Божии. Показывая пользу смиренномудрия, Христос говорит, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен».
К христианам Галатии апостол тоже с любовью обращается «дети мои» (Гал 4. 19). В послании к Филимону он называет своего ученика Онисима «чадом», кого он «родил в узах» (т.е. находясь в темнице в Риме) (Фил 1. 10). Святой евангелист Иоанн также неоднократно именует адресатов своих посланий «детьми» и «чадами» (1 Ин 2.1; 5. 21; 3 Ин 1. 4). Очевидно, что они в ответ называли его отцом.
А в послании к Эфесянам святой Павел говорит, что хотя и «один Бог и Отец всех, Который над всеми», но Он Сам же и «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф 4. 6, 11). Из этого стиха следует, что наименование «учитель» также употреблялось первыми христианами, хотя и о нем, как и о слове «отец», идет речь в 23-й главе Евангелия от Матфея.
О чём же тогда на самом деле идёт речь в данной заповеди? Повествуя о содержании 9-го стиха святой Иоанн Златоуст поясняет, что Господь говорит так, «что бы знали, кого собственно должно называть отцом». А блаженный Феофилакт Болгарский объясняет этот евангельский отрывок следующим образом: «Христос не запрещает называться учителями, но возбраняет страстно желать этого наименования и всячески стараться о приобретении его. Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Также и словами: «отцом не называйте» не возбраняет почитать родителей; напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Этими словами Христос возводит нас к познанию истинного Отца, то есть Бога, так как отец в собственном смысле есть Бог, плотские же родители не суть виновники нашего бытия, а только содействователи и орудия Божии. Показывая пользу смиренномудрия, Христос говорит, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен».