Мне недавно посчастливилось побывать за рулем болида Формулы-1. Спешу рассказать обо всех перипетиях этого знаменательного события и поделиться опытом с теми, кто захочет в октябре этого года пойти (а точнее – поехать) по моим стопам.
Все началось с того, что в апреле этого года на сайте http://www.f-1.ru я увидел заметку «Стать пилотом Формулы-1 за 1 день». Не факт, что такая возможность выпадет еще раз в жизни. Итак, решено – еду в Венгрию ! После недолгой переписки по интернету получил инвойс (5500 евро). За небольшую доплату (350 евро) разрешают взять сопровождающего (переводчика, фотографа, любимую девушку и т.п.).
9-го июня вечером вылетел в Будапешт. Очень торжественная встреча в аэропорту: водитель в очень строгом черном костюме с табличкой «Мистер ….» на приличном Мерседесе S-класса - приятно, черт побери !
Привезли в гостиницу «Четыре сезона», сама гостиница стоит прямо на набережной у Цепного моста через Дунай. Номер в порядке, вид из окна не на реку, но тоже очень приятный. Несмотря на поздний прилет (вылет задержали на 2 часа) не утерпел и пошел прогуляться по городу, широко разрекламированное в нашей прессе наводнение оказалось всего лишь затоплением нижней части набережной. Похоже, к таким наводнениям венгры привычны, т.к. нижняя часть набережной на протяжении всего города отделена от верхней части внушительной пятиметровой стеной. Дунай впечатлил – немного поменьше, но похож на весеннюю Неву. Водовороты, стремнины у мостов – все как положено.
Гуляя по городу, я не забывал звонить организаторам программы, как никак, трек у меня был заказан на 10 июня. Утром около 8 часов по телефону мне объявили, что мое участие переносится на 11-е число. У меня это особого огорчения не вызвало, но прошу взять это на заметку тем, у кого поездка будет ограничена по времени. К чести команды Рено отмечу, что лишний день в «Четырех сезонах» (500 евро) они оплатили без напоминаний.
Вечером 10-го около 19-30 в гостиничном ресторане состоялась встреча участников программы и ее организаторов. Официанты в бабочках разносили шампанское, звучали торжественные речи, щелкали вспышки фотоаппаратов – торжество началось.
Утром 11-го в 7-00 отбыли на автобусе из гостиницы. Хочу сразу же разъяснить всем интересующимся: программа «Feel it» - это не гонки, это не обучение, это знакомство с миром автоспорта и небольшой личный опыт управления спорткаром. Соревноваться точно не придется. Ну разве что с самим собой.
Сначала всех переодели в комбинезоны, выдали перчатки, шлемы, обувь, а также каждый получил по маленькому рюкзачку, в котором весь день таскал перчатки и подшлемник. Т.е. с собой из одежды ничего брать не надо ! Обращаю внимания людей высокого роста: постарайтесь выбрать комбинезон так, чтобы он не болтался и не собирался большими складками, обувь берите впритык, т.к. болиды приспособлены под пилотов с размером обуви до 43. Я реально упирался своим 45-м в перемычку над педалями, что затрудняло работу сцеплением и тормозом.
После несколько затянутого инструктажа на английском и французском языках всех поделили на группы по 3 человека. Я попал в группу А. Кстати, учебный фильм есть у них и на русском тоже. Просите – включат. Спускаемся в паддок, садимся в болиды Формула-Рено 2.0 – поехали ! При посадке не p;спешите, усаживайтесь очень удобно, требуйте резиновые подкладки (они есть у команды), крепко пристегивайтесь ремнями – мотает не по-детски. Каждую складку на комбинезоне, особенно внизу Вы не раз почувствуете на треке. Каждая из 3-х машин едет за своим пейскаром. В роли пейскара – скромненькая Рено Клио (200 л.с.). В Клио можно посадить своего сопровождающего. Через пару кругов освоился со сцеплением и ручкой переключения передач (она находится у правого колена – вот где могут помешать складки слишком широкого комбинезона !) Начинаю поддавливать пейскар, пейскар аккуратно ускоряется. Обгоняем впереди идущую пару (пейскар + формула рено 2.0), потом еще одну. Клио передо мной начинает ощутимо заносить на поворотах, но водитель очень старается и через два круга обгоняем еще раз первую пару машин. На этом 20 минут первой сессии закончены, группа А (3 водителя) уходит к телеметристам, на трек уходит группа В. Телеметристы показывают мне, где и как я обложался, скорость на прямых едва превысила 200 км/час, хотя казалось, что лечу «аки птица огненная». Суровые и неподкупные кривые поведали мне, что газ я открывал на полную всего два-три раза, а тормоза до упора не нажимал вообще. Время на круге – 2.25, но это же за пейскаром !!! А что будет, когда я вырвусь на свободу ?!
Нас поят сладенькой водичкой из специальных пилотских пластиковых банок с трубками, ведут к физиотерапевту, который долго и обстоятельно мнет шеи и плечи (кстати, он немного говорит по-русски). Немного тусуемся у буфета. И ура ! миг настал – вторая сессия !
С самого начала не понравилось, что механик при проверке переключателя коробки передач включил первую с четвертой попытки. Однако ж, не пришло в переполненный адреналином ум сразу требовать замены машины, а зря….. Ухожу на трек третьим по счету, на первом же круге лихо достаю и обгоняю первую машину, на стартовой прямой жму на 6-й передаче, встречным ветром ощутимо тянет шлем и привязанную к нему голову вверх. Жесткое торможение в конце стартовой прямой, и вот он - мой первый занос. Изо всех сил цепляюсь за трек, разворачивает, но не очень сильно (градусов на 140), справляюсь, переключаюсь, ухожу в поворот. Немного заедает ручка переключения скоростей (коробка - секвентальная, т.е. маленькую ручку у правой коленки дергаешь вперед-назад), дергаю несколько раз, кошу глазом на приборную панель – боже мой, 6-я передача. Ручку от себя, от себя, от себя ! Все равно 6-я. Торможу сверхаккуратно, чтобы не заглохнуть, пытаюсь левой рукой дернуть трос разблокировки коробки передач – безрезультатно. И все это на ходу ! Чертыхаясь останавливаюсь в последнем повороте перед стартовой прямой, глушу двигатель, завожу двигатель (благо дело, у Формулы Рено 2.0 есть свой стартер), теперь клинит на первой. Маршалы на треке сидят в трех местах и меня угораздило остановиться как раз перед такой засадой, вижу красный флаг, меня настойчиво «заворачивают» на питлейн. Сразу подскакивают механики дергают коробку, обещают исправить за 1 минуту. Не тут то было ! Пересаживаюсь в другую машину потеряв немало драгоценных минут. Как оказалось потом – заклинило не саму коробку, а индикатор передачи на панели. Одним словом, сессия безнадежно испорчена.
Опять телеметрия (на которую мне жалко смотреть), в итоге быстрейший круг около 2-х минут; понимаю, что при «вкатывании» в трек мог бы и на 1.50 замахнуться. Но это – теоретически…..
Инструктаж перед управлением болидом Формула-1: объясняют очень подробно, но потренироваться нельзя - тренажер сломан. Объясняют когда и как нажимать на сцепление. Технология управления несколько отличается от Формулы-Рено. Переключатели передач – под рулем и уже не надо топтать педаль сцепления при переключении передач. Сцепление – только два раза: на старте и финише. Красота ! Особенно если учесть, что сцепление короткое, жесткое и находится очень далеко впереди и лишний раз топтать его – удовольствие ниже среднего.
Сидеть в машине Формулы-1 оказалось значительно комфортнее, чем в Фомуле-Рено 2.0. Но, внимание (!!!), тормоза очень (ОЧЕНЬ) тугие; не стесняйтесь нажимать жестко, телеметрия размечена примерно до 100 кг на педаль ! А также тормоза имеют значительный провал, т.е. срабатывают примерно через 0,5-1 сек после нажатия, прошу учесть эту особенность карбона. В конце стартовой прямой сердце реально обмирает, когда при нажатии на педаль не ощущаешь эффекта, а железное ограждение трека недвусмысленно приближается.
Ехал я очень осторожно, т.к. стартера нет. Заглохнешь на треке и – прощай сессия (и уплаченные деньги !). Одним словом, «пропенсионерил» я круг примерно за 2 мин. Пишу «примерно», т.к. к моему удивлению второй раз пересечь линию старт-финиш маршалы не дали, завернули на пит-лейн. Таким образом, весь мой путь на суперболиде Формулы-1 состоял из: выезда с пит-лейне в конце стартовой прямой, прохождения трассы, проезда по стартовой прямой, еще раз основная часть трассы и заезд на пит-лейн до начала стартовой прямой. Для лучшего понимания гляньте схему Хунгароринга. Т.е. даже одного полноценного круга у меня не было.
Для сравнения немного цифр: Формула-Рено 2.0 имеет вес – 450 кг и мощность мотора – 185 л.с., Формула-1 - 580 кг и 700 л.с., соответственно. Комментарии излишни.
По данным телеметрии на прямой я выжал около 250 км/час, но в целом круг прошел в одном темпе с быстрым кругом на Фомуле-Рено, т.е. я явно переаккуратничал. Наверное, поэтому никаких особенных приключений со мной не случилось. Случилось – замирание дыхания, влажные глаза, учащенное биение сердца, т.е. все замечательные спутники краткого мига счастья.
Потом все собрались в зале для брифингов, всем водителям раздали телеметрию сессий, небольшие сувениры, выпили шампанского (правда, не брызгались). Да и вообще – никакого объявления времени участников или сравнения результатов не было. Все тепло попрощались и разъехались. К моему большому разочарованию, продать комбинезон или другое снаряжение организаторы отказались сославшись на контрактные обязательства перед производителями снаряжения.
Я еще раз повторю: «Программа «Feel it» Рено – это не соревнования и не обучение. Никто не обещает захватывающих обгонов и состязаний на стартовой прямой «колесо в колесо» ! Программа «Feel it» - это праздник, драйв, краткое знакомство с миром Формулы-1, удовольствие от вождения, прикосновение к мечте. Я еще раз выражаю свою благодарность команде Renault F1 Team за возможность пережить такое захватывающее дух приключение.
Очень надеюсь, что тем, кто в октябре 2010 года поедет на аналогичную программу хоть немного помогут мои советы и объяснения.
Всем – удачи на дороге и в жизни !
Как я ездил на болиде Ф1
-
- Сообщения: 15
- Зарегистрирован: 16 июн 2010, 22:26
- Любимая команда F-1: McLaren
- GADFLY
- Сообщения: 3099
- Зарегистрирован: 09 июн 2008, 15:04
- Любимая команда F-1: McLaren
- Откуда: Киев
Re: Как я ездил на болиде Ф1
спасибо. Прикольно было почитать.
"Я хочу делать свою работу так хорошо, насколько это возможно. Даже если придется умереть ради нее, смерть не будет напрасной. Жизнь должна измеряться не прожитыми годами, а достигнутыми результатами" Б. Макларен
- Senna Forever
- Сообщения: 3523
- Зарегистрирован: 08 ноя 2007, 21:39
- Любимая команда F-1: FAster :)
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: Как я ездил на болиде Ф1
Да, очень интересно

Прикинь, я только что нашел нового Сенну, его зовут Фернандо Алонсо, это клон Айртона. © Минарди
Согласно опросу пилотов Формулы 1, Фернандо Алонсо - на сегодня лучший гонщик в пелотоне.